Активы и пассивы: ключевые элементы бухгалтерского учета

От Наталья Дорсимон
06.12.2025 09:00:00 292

Добрый день! В этом, четвертом выпуске моего краткого курса «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях малого и среднего бизнеса», мы погрузимся в фундаментальное понятие, на котором зиждется вся бухгалтерия двойную запись. Мы раскроем сущность и значение двойной записи на счетах, изучим порядок ее осуществления, а также рассмотрим виды бухгалтерских записей: хронологические и систематические.

Итак, в этом видео мы детально разберем технику бухгалтерских записей, корреспонденцию счетов и составление бухгалтерских проводок.

Приступим к изучению сущности и значения двойной записи.

В сердце любого предприятия, особенно производственного, бьются три основных хозяйственных процесса: снабжение, производство и реализация. Каждый из этих процессов состоит из множества хозяйственных операций, которые подобно волнам, то прибывают, то убывают, затрагивая активы и пассивы предприятия. Каждая хозяйственная операция, словно двуликий Янус, затрагивает как минимум два объекта учета, отражая двойственность экономической сути происходящего. Для ее фиксации необходимо использовать не менее двух бухгалтерских счетов в этом и заключается суть двойной записи. Сущность двойной записи проста и элегантна: каждая хозяйственная операция отражается одной и той же суммой дважды по дебету одного счета и кредиту другого. Этот принцип требует обязательной сбалансированности, равенства итогов записей на счетах. Дебетовый оборот всех счетов должен неукоснительно равняться кредитовому. Отсутствие этого равенства сигнал об ошибке, требующей немедленного исправления. Двойная запись также известна как корреспонденция счетов экономическая взаимосвязь между счетами, отражающими хозяйственную операцию. Корреспонденция счетов это, по сути, та невидимая нить, что связывает два бухгалтерских счета, отражающих одну и ту же хозяйственную операцию. Счета, между которыми пролегла эта нить, называются корреспондирующими. Установление корреспонденции счетов это искусство, требующее понимания экономической сущности каждого конкретного события.

Процедура отражения суммы хозяйственной операции на корреспондирующих счетах, основанная на оправдательном документе, называется бухгалтерской проводкой или бухгалтерской записью. Запомните эти ключевые понятия: двойная запись, корреспонденция счетов, корреспондирующие счета, бухгалтерская проводка.

На слайде представлена схема, призванная прояснить суть корреспонденции счетов и бухгалтерской записи. Как уже говорилось, деятельность предприятия состоит из снабжения, производства и реализации, каждый из которых включает множество хозяйственных операций.

Каждая операция должна быть учтена и зафиксирована бухгалтером. Рассмотрим пример на схеме. Допустим, мы перечислили денежные средства с расчетного счета поставщику (операция №1 на схеме, справа налево).

Эта операция найдет свое отражение в бухгалтерской проводке: дебет счета 60, кредит счета 51. Корреспондирующими счетами здесь будут 60 и 51. Мы оплатили поставщику. Далее, поставщик поставляет нам материалы (операция №2).

Эта операция также должна затронуть два бухгалтерских счета. Материалы поступили от поставщика: дебет счета 10, кредит счета 60. Материалы пришли от поставщика. Бухгалтерская проводка будет выглядеть так: дебет счета 10, кредит счета 60.

Корреспондирующие счета: 10 и 60. Следующий шаг: мы передаем материалы в основное производство (операция №3).

Корреспондирующие счета: 20 и 10. Бухгалтерская запись: дебет счета 20 (основное производство), кредит счета 10 (материалы на счете 10 уменьшаются).

Далее, в процессе производства мы перерабатываем материалы и получаем готовую продукцию. Отправляем ее со склада основного производства на склад готовой продукции (операция №4).

Эта операция отражается следующей бухгалтерской проводкой: дебет счета 43, кредит счета 20. Корреспондирующие счета: 43 (готовая продукция) и 20 (основное производство). Здесь я допустила ошибку, должно быть наоборот.

Итак, повторяем: операция №4 затрагивает корреспондирующие счета 43 и 20. Бухгалтерская запись: дебет счета 43, кредит счета 20. Следующий шаг реализация готовой продукции покупателю (операция №5).

Эта операция имеет несколько бухгалтерских записей. Вкратце обозначим только два корреспондирующих счета: дебет счета 62, кредит счета 43.

Более детально эту операцию мы рассмотрим в следующих видео, посвященных отгрузке готовой продукции и расчетам с контрагентами. Здесь останавливаться не будем. Итак, продажа готовой продукции покупателю отражается бухгалтерской записью: дебет счета 62, кредит счета 43. Корреспондирующие счета: 62 и 43.

И последний шаг оплата от покупателя за готовую продукцию (операция №6). Бухгалтерская запись: дебет счета 51, кредит счета 62.

Мы получили денежные средства от покупателя на расчетный счет. Корреспондирующие счета: 51 и 62. Итак, на этом примере мы наглядно увидели, как каждая хозяйственная операция фиксируется на двух бухгалтерских счетах с помощью двойной записи и бухгалтерской проводки.

Перейдем к порядку осуществления двойной записи на примере. Допустим, на расчетный счет предприятия зачислен краткосрочный кредит банка на сумму 500 тысяч рублей. Как осуществляется двойная запись?

Процедура двойной записи предполагает последовательное выполнение следующих этапов:

Понять экономическую сущность хозяйственной операции и определить, какие объекты учета задействованы: средства или источники средств.

Установить счета, согласно плану счетов бухгалтерского учета.

Определить, активные или пассивные эти счета по отношению к бухгалтерскому балансу.

Определить направление движения средств или источников на бухгалтерских счетах.

Записать бухгалтерскую проводку, применяя правила ведения активных и пассивных счетов.

Рассмотрим эту схему на конкретном примере. На расчетный счет предприятия зачислен краткосрочный кредит банка на сумму 500 тыс. руб.

Необходимо определить, какие объекты учета задействованы в данной операции: средства или источники средств, активы или источники возникновения активов. В данной операции объектами учета являются расчетный счет и краткосрочная кредиторская задолженность перед банком.

Операция представляет собой получение денежных средств и изменение кредиторской задолженности.

На основании плана счетов, мы устанавливаем, что для данной хозяйственной операции будут задействованы следующие счета: Счет 51 расчетные счета, и счет 66 расчеты по краткосрочным кредитам и займам. На втором этапе мы определили, какие конкретно счета будут корреспондирующи

Виды активов в бухгалтерском учете: краткий обзор

Информационные решения | Бухгалтерский учет
Запрашивали (вчера): Количество Запрашивали (сегодня): Количество
актив бухгалтерского баланса активы 67 экономическую выгоду 8
актива и пассива 22 registered delegated verified person 70
бухгалтерском учете что такое 13 активов что такое активы 4
отражаются в бухгалтерском балансе 63 финансового учета 46
активов что такое 37 активы что такое 62

Оставить комментарий:

Рекомендуем:
содержит

Как правильно формировать учетную политику в бухгалтерии

Как правильно формировать учетную политику в бухгалтерии

оборудование

Основы субконто в бухгалтерском учете: полезная информация

Основы субконто в бухгалтерском учете: полезная информация

От Уроки 1С: Бухгалтерия
06.12.2025 09:04:12 877
использует

Бухгалтерский учет амортизации: практическое руководство

Бухгалтерский учет амортизации: практическое руководство