Как правильно составить отчет о прибылях и убытках

Итак, рассмотрим методы составления отчета о прибыльных убытках, которые предлагаются Международным стандартом №1. Когда мы внимательно прочитаем данный Международный стандарт, мы увидим, что компании имеют право использовать два способа составления отчета о прибыльных убытках. Первый называется «по характеру расходов», а второй называется «по функциям расходов».

Сразу обращу ваше внимание, что методы составления отчета о прибыли и убытках применяются не ко всему отчету о прибыли и убытках, который мы с вами рассматривали, а только к формированию прибыли или убытка от основного вида деятельности, то есть к верхней части данного отчета. Давайте посмотрим на каждый метод детальнее.

Первый метод, который я вам предлагаю рассмотреть, называется по функциям расходов. В рамках данного метода все расходы по основному виду деятельности будут делиться у нас на три группы.

Первая группа – это себестоимость продаж. Если компания занимается покупкой и продажей товаров, то в себестоимость продаж попадет покупная стоимость проданного покупателю товара. Если компания занимается производством и продажей готовой продукции, то в себестоимость продаж попадет производственная себестоимость проданной покупателю продукции.

Что такое производственная себестоимость? Это себестоимость, которая включает в себя затраты основного производства, общепроизводственные затраты. Однако в себестоимость никогда у нас не попадут административные расходы. Это запрещено международными стандартами.

И об этом детально я вам буду рассказывать, когда мы будем с вами изучать стандарт номер 2 под названием запасы. Второй вид расходов, который раскрывается в отчете о прибылях и убытках по функциям, называется коммерческие расходы. Повторю то, о чем я говорила в предыдущем вопросе, коммерческие расходы по-другому именуются расходами на продажу.

Что сюда может попасть? Это расходы на рекламу, расходы на представительские нужды. Это все расходы, связанные с реализацией продукции от компании до конечного потребителя. Сюда также могут попасть расходы на транспортировку, расходы на упаковку и так далее.

Третий пример расходов, которые попадают в отчет о прибылях и убытках по функциям, называется управленческие расходы. Опять же есть синоним административные расходы. Все, что связано с управлением компании, это как раз управленческие расходы.

начиная с использования основных срез, нематериальных активов, которые применяются именно для управления, ну и заканчивая расходами в виде сырья, материалов, начисления заработной платы в пользу управления.

Давайте посмотрим небольшой пример, который позволит нам понять сущность отчета о прибылях и убытках по функциям расходов. Предположим, компания занимается купли-продажей констоваров. То есть для нашей компании констовары – это те товары, которые мы покупаем у поставщика,

и являясь посредником, передаем конечному потребителю. Фактически нашим основным видом деятельности в рамках данного условия является купли-продажа товаров. Дальше мы знаем, что в текущем периоде компания произвела закупку этих товаров на миллион условных единиц. То есть мы закупили констовары, до момента их продажи данные констовары будут отражаться у нас в отчете о финансовом положении,

в составе активов, а вот после их передачи покупателю стоимость данных констоваров превратится в расходы по основному виду деятельности, в частности в себестоимость продаж. Дальше мы понимаем, что все товары за период проданная, то есть 100% нашей закупки из отчета о финансовом положении должно перейти в отчет о прибылях и убытках.

И когда мы продавали данные констовары, то мы сделали наценку 100%, а значит, мы продали товары не за миллион рублей, как покупали, а за 2 миллиона, то есть в 2 раза дороже. А еще нам по условию задачи дает информацию, что расходы на продажи товаров составляют 0,2 миллиона условных единиц, а расходы на управление всей компании составляют за период 0,3 миллиона условных единиц.

Что у нас получается в отчете? Выручка это та сумма, которую мы получили от нашего покупателя, то есть 2 миллиона условных единиц. Себестоимость продаж это стоимость проданных констоваров, значит миллион условных единиц.

Затем я фиксирую коммерческие и управленческие расходы. И обращаю ваше внимание, доходы фиксируются со знаком плюс, а расходы — это отрицательные величины. Они фиксируются в круглых скобках. Но и как следствие, вычитая из доходов все расходы, у нас получается прибыль или убыток от основной деятельности. Для данного примера этот показатель составляет 0,5 миллионов условных единиц.

Второй вариант отчета о прибыли и убытках – это отчет, составленный по характеру расходов. В чем его специфика? Она заключается в том, что все расходы по основному виду деятельности классифицируются не по назначению, как мы это делали раньше,

а по элементам затрат, которые несет компания. Всего классически выделяют три элемента затрат. Это материальные затраты, затраты на заработную плату, сюда же входят отчисления на социальные нужды, и затраты на амортизацию. Ну и после того, как мы отразим в отчете о прибыли и убытках затраты,

за текущий период, мы производим их корректировку на изменение остатков готовой продукции или товаров, ну и незавершенного производства. Чтобы понять сущность этой корректировки, наверное, лучше посмотреть небольшой пример на цифрах, и я вам попробую рассказать все нюансы

метода составления отчета о прибылях и убытках по характеру расходов. Представим, компания занимается производством тортов. За год компания получила выручку в размере 1 миллион условных единиц.

Когда компания посчитала все понесенные затраты за период, то она увидела, что материальные затраты составили 0,2 млн условных единиц, затраты на оплату труда и затраты на амортизацию по 0,1 млн условных единиц.

Когда компания посмотрела в отчёт о финансовом положении, то она увидела, что остатки готовой продукции, то есть фактически тортов, на начало периода составили 0,05 млн условных единиц, а на конец периода 0,04 млн условных единиц. То есть компания за текущий период, во-первых, продала все произведённые торты,

А во-вторых, продала частичку, чуть-чуть тортов, которые были произведены в предыдущем отчетном периоде, так как остаток готовой продукции на конец периода по сравнению с начальным показателем немного сократился.

Посмотрим, каким образом данные цифровые значения превращаются в строчки отчета о прибылих и убытках. Первый показатель – это доход от основного вида деятельности, который дан нам был в условиях. Мы фиксируем выручку от продаж в сумме миллион условных единиц.

Далее отражаются все понесенные кампании за текущий период затраты. Они также были отражены в условиях материальной затраты, затраты на оплату труда, затраты на амортизацию, так как эти затраты фиксируются в круглых скобках. Ну и, наконец, следующий показатель, который поможет нам привести в соответствие затрат, указанных выше, с суммой расходов.

Кстати, обращу ваше внимание, затраты и расходы это разные вещи. Почему? Потому что когда компания производит продукцию, она несет затраты, и в результате этих операций появляется актив. А вот когда этот актив передается потребителю, когда компания сокращает стоимость своих активов в отчете о финансовом положении, данные затраты трансформируются в расходы.

Так вот, для того, чтобы затраты привести в соответствие с расходами, мы их корректируем на изменение сальдо готовой продукции. По условиям мы с вами видели, что количество тортов

На конец периода стало меньше по сравнению с начальным периодом, а значит стоимость этих тортов в отчете о финансовом положении сократилась. Ну и как следствие, компания продала все произведенные торты за текущий период, а значит все затраты текущего периода превратились в расходы.

Ну и дополнительно, компания продала часть тортов, произведенных в прошлом году. А значит, затраты она несла в прошлом текущем периоде, а расходы нужно показать в текущем периоде. И вот это изменение сальдо готовой продукции увеличивает наши расходы, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках.

Когда мы из выручки вычтем все затраты с учетом их корректировки, появляется показатель прибыль или убыток от основного вида деятельности. Подводя итог, согласно международным стандартам, компания имеет право выбрать два варианта расчета прибыли или убытка от основного вида деятельности, либо по функциям, либо по характеру расходов.

Выбранный вариант нужно зафиксировать в учетной политике и придерживаться его из одного отчетного периода к другому. Следующая форма отчетности, которую мы с вами рассмотрим, будет отчет о прочем совокупном доходе.

Отчет о прибылях и убытках: что нужно знать каждому бухгалтеру

Информационные решения | Бухгалтерский учет
Запрашивали (вчера): Количество Запрашивали (сегодня): Количество
структура отчета о прибылях 26 такое отчет 25
основных средств нематериальных 53 одна из основных форм 7
управленческий отчет 24 деятельности организации за определенный 21
прибыли и убытках 74 средств нематериальных 72
одна из основных 4 документ который показывает 2

Оставить комментарий:

Рекомендуем:
использует

Бухгалтерский учет амортизации: практическое руководство

Бухгалтерский учет амортизации: практическое руководство

производства

Как легко рассчитать НДС 20% от суммы покупки

Как легко рассчитать НДС 20% от суммы покупки

разных

Операционная прибыль: методы расчета и анализа

Операционная прибыль: методы расчета и анализа

От PROБизнес
06.12.2025 09:01:32 169